Каларипаятту

Каларипаятту – боевое искусство Кералы

Согласно традиции, и сама земля Кералы, и ее воинское искусство обязаны своим возникновением Парашураме, шестой аватаре бога Вишну, избавившему брахманов от тирании воинов-кшатриев: он бросил свою секиру далеко в море и приказал волнам отступить до этого места. Волны повиновались, и так появилась на свет прибрежная Керала, полоска земли между горами и морем, изобилующая лагунами. Здесь Парашурама поселил «3 600 брахманов, которые приняли от него право носить оружие», т.е., выполнять обязанности кшатриев – «обуздывать преступников, воевать и служить стражей» – как гласит местная хроника. Другая местная хроника добавляет к этому, что «Парашурама, дабы сокрушить своих врагов, основал сорок два калари и привел туда брахманов высокой касты, чтобы они совершали там обряды; также он обучил двадцать одного мастера калари, как побеждать врагов».

Историки до некоторой степени согласны с легендой: хотя каларипаятту в его современной форме сложилось в 11-12 веках, «искусство побеждать врагов» известно в Керале с древних времен, примерно с 4 века до н.э., «века героев» местной поэтической традиции. Свой вклад в формирование воинской традиции внесли брамины, поселения которых появились в Керале примерно в 7 в. н.э.: существовала целая каста «полу-брахманов», которые несколько столетий хранили и формировали воинское искусство.

Позднее возникла каста «наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже. На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и наши современники, практикующие каларипаятту), или стреляют из лука. Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи: «мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло – все это под руководством знающих мастеров. Вследствие подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей. Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с оружием. Они выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и шлемов». Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки обучались воинскому искусству – более того, известно, что несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров каларипаятту относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов. В Керале даже считают, что если бы не предательство своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю.

Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил детей и занимался медицинской практикой.

Однако лишь в 20 веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического прошлого. Тогда же стало использоваться слово «каларипаятту»: хотя оно составлено из древних корней – «калари» означает «место (или арена)», а «паятту» – «(воинские) упражнения» – в широкое употребление оно вошло лишь в 20 веке, когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся до наших дней.

Итак, каларипаятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, со следующими общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой – обезоружить противника; особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле – которые требуется поразить или защитить; медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха.

Всем этим занимаются в «калари». Традиционный калари – это выкопанное в земле углубление примерно полтора метра в глубину, с крышей, сплетенной из пальмовых листьев, с алтаре, где стоят изображения божеств-хранителей калари и у которого перед началом занятий совершается пуджа – богослужение. Ученики занимаются в набедренных повязках, умастившись маслами. Первый шаг в калари полагается делать правой ногой, затем входящий кланяется в знак уважения к калари, его божествам и своему учителю.

Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари – физических упражнений, цель которых – достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий каларипятту. Вторая стадия – колтхари – это тренировки с деревянными орудиями разной длины – от полу метра до полутора метров. Самое важное из них – это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек. Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием – кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия. На этом этапе ученик осваивает уруми – гибкий меч длинный обоюдоострый меч.

Как часть жизни традиционного индийского общества, каларипаятту связано с другими традициями – религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) – производное от каларипаятту. Это знание было окружено завесой тайны: «…наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках). Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги», – так говорится в старинном трактате. В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти. Однако с их помощью также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме – и в калари, к мастеру, приходят не только за тем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари – это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.

Также каларипаятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание постановок – это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык. Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела необходимые для актеров, имеют своим источником каларипаятту.

В 1970-90ые годы в Керале открылось несколько школ каларипаятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Укажем, в частности, на ISMA – школу боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин, не только из Индии, но и из других стран. Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.

Этот материал посмотрели 2432 раз
ИНДИЯ - ТУР
Москва, Щепкина, 8
+7 (495) 108-10-80
Whats'app:
+7 915 155-09-91
+7 916 180-0-180

Курсы валют

Оплата в рублях по внутреннему курсу компании

Наши группы

Вконтакте